Принцип работы гибридного автомобиля заключается в использовании как внутреннего сгорания (ДВС), так и электропривода. В городских условиях, где часто требуется разгон и остановки, эффективность работы ДВС снижается. При разгоне автомобиль потребляет значительное количество топлива, а при торможении кинетическая энергия превращается в тепловую, нагревая тормозные системы. Электропривод в гибридных автомобилях частично компенсирует это, помогая в разгоне и уменьшая расход топлива. При торможении энергия движения преобразуется в электрическую и заряжает аккумуляторные батареи.
Однако гибриды имеют недостатки: они тяжелее и дороже автомобилей с обычным ДВС того же класса. Их ремонт также более сложен. Дополнительные расходы на обслуживание и ремонт гибрида могут превысить экономию на топливе, особенно при большом пробеге.
Гибриды могут быть совершенно разными по конструкции. Общая черта — два тяговых двигателя, электрический и внутреннего сгорания. Трансмиссия и логика работы двигателей определяют тип гибридного автомобиля.
Подзаряжаемый гибрид (PHEV – Plug-in Hybrid Electric Vehicle)
Подзаряжаемый гибридный автомобиль имеет двигатель, который работает на бензине или дизеле, а также электрический двигатель, который может быть заряжен из внешнего источника энергии, например, из розетки. Он может ездить как на электричестве, так и на топливе.
Плюсы:
- Возможность проезда на электричестве на небольшие расстояния, что снижает расход топлива и выбросы.
- Улучшенная экономия топлива по сравнению с обычными автомобилями.
- Уменьшение загрязнения окружающей среды.
Минусы:
- Более высокая стоимость по сравнению с обычными автомобилями.
- Ограниченная электрическая запас хода.
- Необходимость заряжать аккумулятор.
Такие системы можно встретить у китайских автомобилей BYD Tang, NIO ES8.
Полный гибрид (FHEV – Full Hybrid Electric Vehicle)
Полный гибридный автомобиль имеет как внутренний сгорающий двигатель, так и электрический двигатель. Эти два источника энергии работают вместе для передвижения автомобиля. Может быть последовательным или параллельным гибридом.
Плюсы:
- Повышенная экономия топлива и снижение выбросов.
- Возможность движения только на электричестве на небольшие расстояния.
- Уменьшенный уровень шума и вибраций при работе на электротяге.
Минусы:
- Более сложная конструкция, что может повысить стоимость обслуживания.
- Ограниченная дальность хода на электричестве.
- Дополнительный вес из-за установки двух двигателей.
Такие системы можно встретить у китайских автомобилей Geely Emgrand EV450, SAIC Roewe Marvel X.
Мягкие гибриды (MHEV – Mild Hybrid Electric Vehicle)
Мягкий гибридный автомобиль обычно имеет внутренний сгорающий двигатель и электрический двигатель, но электродвигатель служит в основном для поддержки горячего двигателя, а не для тяги.
Плюсы:
- Улучшенная экономия топлива и снижение выбросов.
- Плавное отключение двигателя на холостом ходу и при замедлении.
- Дополнительная мощность при разгоне.
Минусы:
- Ограниченный вклад в снижение выбросов по сравнению с другими типами гибридов.
- Нет возможности полностью работать на электричестве.
Такие системы можно встретить у китайских автомобилей Great Wall Haval H6 Hybrid, Changan UNI-K PHEV
Микрогибриды
Микрогибриды представляют собой систему, в которой электрическая энергия используется для поддержки горячего двигателя и для вспомогательных функций, таких как освещение и кондиционирование воздуха. Они обычно не способны к самостоятельной езде на электротяге.
Плюсы:
- Снижение расхода топлива и выбросов за счет эффективного использования электрической энергии.
- Улучшение динамики и экономии топлива при разгоне.
Минусы:
- Ограниченный вклад в снижение выбросов по сравнению с другими типами гибридов.
- Не способны к полной езде на электротяге.
Такие системы можно встретить у китайских автомобилей BAIC BJEV EU7, GAC Aion LX.
Гибридные автомобили обладают некоторыми преимуществами перед обычными бензиновыми моделями: они обычно имеют более высокую скорость разгона и потребляют меньше топлива. Кроме того, у гибридов обычно больше запас хода, и нет необходимости постоянно заботиться о зарядке аккумуляторов, что отличает их от полностью электрических автомобилей.
Однако при покупке подержанного гибрида недостатки могут перевесить преимущества. Гибриды обычно дороже и требуют более сложного ремонта. Из-за их нестандартной конструкции и меньшей распространенности запчастей для силовых установок гибридов, ремонт таких машин часто осуществляется только в специализированных сервисных центрах. Например, стоимость замены стартер-генератора для плагин-гибрида BMW 7 G11/G12 может достигать миллиона рублей, что существенно выше стоимости самого автомобиля. Поэтому экономия на топливе, обычно, не компенсирует разницу в цене и стоимость ремонта гибридных автомобилей.