Когда речь идет о безопасности при покупке нового автомобиля, этот аспект всегда на первом месте. Особенно это актуально для российского рынка, который в последние годы переполнен новыми китайскими моделями и автомобилями, поступающими по параллельному импорту.
Общее число ДТП с китайскими автомобилями в первом квартале 2024 года увеличилось на 48%. Самыми аварийными моделями стали Chery Tiggo 7 Pro (10% всех аварий с китайскими машинами), Haval Jolion и F7 (8% и 6%), а также Geely Coolray (5%). Увеличение числа аварий и список самых аварийных моделей можно объяснить тем, что китайские автомобили становятся все более популярными.
Чаще всего аварии с китайскими авто происходят в Москве и Московской области (22%). На втором месте — Краснодарский край (5,5%), а третье место занимает Санкт-Петербург (4%).
Чтобы оценить безопасность автомобилей, мы анализируем результаты краш-тестов, проводимых несколькими независимыми организациями по всему миру. Мы собрали самые актуальные данные для российских водителей.
Что такое ANCAP?
Краш-тесты ANCAP проводятся с 1993 года. Эта система тестирует автомобили, продаваемые в Австралии и Новой Зеландии, и основывается на методике Euro NCAP, с особым вниманием к активной безопасности. Машины в базовых комплектациях часто получают низкие оценки.
В ANCAP есть специальный раздел “Спасение и эвакуация”, где оценивается возможность открытия дверей и окон, например, в случае аварии с погружением в воду. Максимальная оценка — пять звезд.
Chery Tiggo 7 Pro
Кроссовер Chery Tiggo 7 Pro привлек особое внимание в России. Этот китайский паркетник стал одним из самых популярных автомобилей в стране, с продажами 3282 единиц в январе, заняв 6-е место в рейтинге.
Chery Tiggo 7 Pro получил пять звезд по безопасности от ANCAP. Система безопасности включает защиту водителя и пассажиров на уровне 88% и пешеходов — 72%. Системы помощи водителю получили 86%. Особо отмечена прочность кузова при фронтальных ударах и эффективность системы экстренного торможения. Защита детей оценивается в 88%. Однако есть замечания по потенциальным травмам при фронтальном ударе и опасности от радиаторной решетки для пешеходов.
MG 5
Бюджетный седан MG 5, который поступает в Россию по параллельному импорту, не получил высоких оценок от ANCAP. Машина набрала ноль звезд, что указывает на значительные проблемы с безопасностью. Основные претензии связаны с отсутствием преднатяжителей ремней безопасности и современных электронных помощников, таких как контроль слепых зон и система удержания в полосе.
Во время тестов силовая структура кузова осталась целой, но были выявлены высокие нагрузки на грудную клетку, шею и колени водителя, что может привести к серьезным травмам. Также отмечены опасности, связанные с передней панелью автомобиля.
C-NCAP
Комитет C-NCAP был создан в Китае в 2006 году и изначально использовал упрощенную методику тестирования. Со временем методика стала более жесткой, и ожидается, что в ближайшее время она будет соответствовать стандартам Euro NCAP.
Geely Galaxy L7
Кроссовер Geely Galaxy L7, который в России можно приобрести получил пять звезд по результатам краш-тестов C-NCAP. Защита водителя и пассажиров оценена в 92,71%, пешеходов — в 80%, а системы помощи водителю — в 89,58%. Это одни из лучших результатов в истории C-NCAP. Однако есть замечания по возможным травмам при лобовом ударе для переднего пассажира и риску травм грудной клетки для заднего пассажира.
JAC EV3
JAC EV3, небольшой хэтчбек, который напоминает Mini, не продается официально в России, но его вероятное появление на нашем рынке не исключено. Этот автомобиль получил пять звезд по безопасности от C-NCAP.
Защита водителя и пассажиров оценена в 89,83%, системы помощи водителю — в 89,91%, а защита пешеходов — в 67,90%. Основные замечания связаны с риском травм при лобовом ударе и потенциальной опасностью для пешеходов от передних фар и боковых стоек.
Результаты краш-тестов:
- Voyah Free. Премиальный электрический кроссовер от китайской компании Voyah Free получил фантастические результаты в тестах C-NCAP, набрав 92,3% и максимальные пять звезд.
- Chery. Chery также выделяется высоким уровнем безопасности. Модель Tiggo 8 Pro в 2019 году получила пять звёзд по стандарту C-NCAP с оценкой 84,8%. Новая Omoda 5C, протестированная по европейским стандартам в 2022 году, также продемонстрировала отличные результаты.
- Geely Monjaro. Этот флагманский кроссовер (в Китае известен как Xingyue L) также получил пять звезд, с рейтингом безопасности 89,49%. Geely заслуженно считается одним из лидеров по безопасности среди китайских марок. Например, модель Coolray, популярная в России, в 2020 году получила высший рейтинг в пять звёзд по результатам испытаний в Австралии.
- Changan Uni-V. Лифтбек Changan Uni-V показал 79,5% и четыре звезды по методике C-NCAP.
- Changan UNI-T. Еще одна новинка из Китая, Changan UNI-T, получила пять звезд с рейтингом 87%, благодаря использованию сверхпрочной стали (61%) и продвинутой системе безопасности.
- Nio ET5. Китайский электроседан Nio ET5 обогнал немецкий Volkswagen ID.7 по результатам Euro NCAP, получив 96% в защите взрослых пассажиров и 85% в защите детей. Это делает Nio ET5 самым безопасным автомобилем 2023 года по версии Euro NCAP.
- Haval. Известен в России как одна из самых безопасных китайских марок. Модели Haval F7 и Haval Jolion, протестированные в Австралии, получили пять звезд по оценке C-NCAP. Haval H9 также прошёл испытания в Австралии в 2015 году с тем же результатом.
Как китайские бренды обеспечивают надежность?
- Кузова из высокопрочных сталей.
В новинках китайских брендов часто используются кузова с клетками безопасности из сверхвысокопрочной стали. Например, в Changan используется сталь с пределом прочности 1500 МПа, что близко к материалам для авиации (1600-1800 МПа).
- Подушки безопасности.
Даже в базовой комплектации моделей, таких как Changan CS35 Plus, предусмотрены две подушки безопасности, активные подголовники и системы ABS и EBD. Старшие версии включают до шести подушек безопасности.
- Электронные помощники.
Современные китайские автомобили оснащены системами автоматического экстренного торможения (AEB), контроля слепых зон, активного контроля рядности и предотвращения фронтальных столкновений. Например, Changan Uni-V использует радары и камеры для предупреждения о фронтальном столкновении и может инициировать экстренное торможение.
- Системы контроля слепых зон.
В автомобилях Geely и Belgee применяются системы, которые обнаруживают подкрадывающихся автомобилей и сигнализируют об этом с помощью индикаторов на зеркалах.
- Системы безопасного выхода.
В старших моделях Changan предусмотрены системы, предупреждающие о приближающихся автомобилях при открытии дверей.
- Активная безопасность.
Geely Monjaro оснащен системой предотвращения фронтального столкновения, которая использует радар и переднюю камеру для мониторинга дорожной ситуации и активации системы торможения при необходимости.
Тем не менее, недоверие к китайским автомобилям и сомнения в надежности проведенных краш-тестов в Поднебесной остаются актуальными. Почему это так?
- Исторический опыт. В прошлом китайские автомобили часто критиковались за низкое качество и безопасность. Это создало определенный стереотип, который трудно изменить, даже несмотря на значительные улучшения в производственных стандартах и технологиях.
- Разные стандарты. Краш-тесты в Китае и в других странах могут использовать разные методологии и стандарты. Это может приводить к несоответствиям в результатах, что вызывает сомнения у потребителей и экспертов из других регионов.
- Отсутствие прозрачности. Некоторые потребители и эксперты могут сомневаться в прозрачности и объективности китайских краш-тестов. Важным аспектом является то, как именно проводятся испытания и насколько эти данные могут быть проверены независимыми источниками.
- Сравнение с западными автомобилями. Западные автомобили часто подвергаются строгим тестам и имеют долгую историю высоких стандартов безопасности. Поэтому любые новые данные из Китая могут восприниматься с недоверием, особенно если они противоречат сложившемуся мнению о безопасности автомобилей.
- Прежние примеры. Даже при улучшении качества и безопасности китайских автомобилей, старые примеры неудачных моделей всё ещё могут влиять на мнение потребителей и экспертов. Люди могут быть склонны воспринимать все китайские автомобили через призму тех случаев, которые они помнят.
Эти факторы вместе способствуют сохранению сомнений и недоверия к китайским автомобилям, несмотря на их развитие и улучшение в области безопасности.
Павел Лаздин, автоблогер, объясняет причины:
— Основная ошибка, которую делают журналисты и блогеры, — это оценка безопасности автомобилей только по толщине металла. На самом деле, наружный металл, который может показаться тонким, не влияет на безопасность. Он используется для соответствия стандартам экономии топлива и облегчения конструкции. Да, тонкий металл может быть уязвим к мелким повреждениям, но это не отражает уровня безопасности. В Европе и США такие автомобили проходят испытания без проблем, — утверждает Лаздин.
Представление о китайских автомобилях как о небезопасных и копирующих западный дизайн — это миф. Современные китайские автомобили, продающиеся за рубежом, успешно проходят как внутренние китайские, так и международные краш-тесты, обеспечивая высокий уровень безопасности.